Информация для педагогов и классных руководителей Корень слова «примирение» имеет значение не только МИР как «отсутствие вражды, ненависти, недоверия», но и МИР как «община, сообщество». «Всем миром» — все вместе, сообща. То есть решать проблему надлежит прежде всего сообществу, а не исключительно специалистам. В нашей стране в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать педагогику сотрудничества. 1. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ. Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, восстановительные конференции и т. д. Человечность в отношениях Не стоит ожидать, что восстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить» на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину в классе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков в создание доброжелательной атмосферы в группе, передать им часть ответственности за происходящее. «Позволить ученикам говорить и найти решение – значительное изменение в привычном поведении учителей и администрации. Обычно мы, педагоги, стараемся сами регулировать поведение детей, что, вообще говоря, довольно утомительно. Мы считаем, что указание детям, что они должны делать, неотъемлемая часть нашей работы, и мы не видим альтернативных вариантов. Восстановительные вопросы могут быть здесь полезны, потому что мы можем поменяться ролями. Вы продолжаете регулировать неприемлемое поведение, но путем задавания ученикам вопросов, что они сами думают о своих поступках и их влиянии на других людей. Это снятие ответственности с вас и передача ее ученикам, чье поведение является источником проблем.» Тед Ватчел. В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации, а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека. При этом и для самого учителя ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д. Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять. Сила сообщества Решая проблемную ситуацию можно больше ориентироваться на административный ресурс, а можно ориентироваться на сообщество. Понятие «сообщества» предполагает, что люди в нем находятся не в формальных ролях и отношениях, выступают не как занимающие ту или иную должность. Все участники сообщества чувствуют себя включенными в ситуацию, разделяют часть ответственности за происходящее, готовы предпринимать усилия для ее разрешения независимо от возраста, статуса, оплаты и т.д. Большой ресурс сообщества известен с давних времен, например в форме сельского схода в деревнях и селах. Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества. «Человеческие существа – это самые счастливые, самые здоровые и наиболее склонные к тому, чтобы производить позитивные изменения в своем поведении, когда у них есть возможность делать вещи ВМЕСТЕ друг с другом, но не НАД кем-то. Важно уравновесить контроль и поддержку (заботу), двигаясь к изменениям ВМЕСТЕ, а не «над» или «вместо». Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта? «Умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без того, чтобы нанести вред окружающим. Пассивное поведение или робость перед конфликтами приводит к тому, что человек не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя обходить. Агрессивное поведение или получение удовольствия от конфликтов часто приводят к тому, что собственные задачи решаются за счет других, что также приводит к конфликтной эскалации». Я считаю, что педагогика изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые. Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих. Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение к конфликтной ситуации направляет человека или на разрушительный путь, или на конструктивный. Конфликт может стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать. Создание воспитательной ситуации Одна из основных идей развивающего обучения связана с тем, что для подростка создается учебная ситуация, в которой у него пока нет средств к ее решению. Пытаясь найти эти средства, он может вспомнить аналогичные случаи, может обсудить вопрос в команде для выработки группового решения, в некоторых случаях обратиться за помощью к взрослым. То есть акцент делается не на передаче знания, а на самостоятельной выработке знания (пусть и в специально организованной педагогом ситуации). А можно ли создать воспитательную ситуацию? На наш взгляд есть множество примеров, когда такие ситуации создавались и приводили к успеху. Например, некоторые тренинги (например, «веревочный курс») также создает серию конфликтов и проблем, которые требуют от участников нестандартного решения и совместного выполнения. Но в реальности, как только у подростков возникает настоящая значимая для участников ситуация (конфликт), большинство педагогов вместо того, чтобы видеть в ней потенциал к воспитанию и развитию, стараются ее заглушить. На наш взгляд конфликт можно и нужно использовать в процессе воспитания, и роль педагога увидеть в нем педагогическую, в том числе и воспитательную ситуацию и помочь участникам самим найти ее решение. 2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют восстановительные программы и их отдельные элементы: а). Элемент «Открытая коммуникация о чувствах и последствиях». Обычно дети не осознают, как их действия или поведение влияет на окружающих. Им чаще говорят про нарушение правил, чем про чувства другой стороны. Психологи знают про «я-высказывания» и важность «обратной связи», но педагоги используют их гораздо реже. «Обратная связь» может как поддерживать положительное поведение, так и быть реакцией на негативное. Важно отметить, что в это случае педагог говорит не про нарушение правил, а про свои чувства и про последствия для себя. Примеры: — я был очень рад, когда узнал что ты …. — мне было приятно понять, что… — меня расстраивает, когда происходит… — мне обидно, когда мой труд не ценится, и когда я чувствую к себе негативное отношение… — я сожалею, что мой труд по подготовке к уроку, в который я вложил много сил — остался незамеченным… б). Элемент «коммуникация через вопросы» (например, «Восстановительные вопросы»). Помогают сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с идеей коучинга, где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса. Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение: Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других: Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию. Их можно давать письменно в качестве подготовки к беседе, если две стороны разгорячены, в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе обговорить эти вопросы не перебивая друг друга. Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление жертвы. в). Элемент «Организация переговоров по несложным конфликтным ситуациям». Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной) ситуации вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного. В более сложной ситуации (например, если сильная обида, злость, или причинен вред) — провести «программу примирения» или «программу по заглаживанию вреда», либо направить участников в школьную службу примирения. г). Элемент «Организация коммуникации в кругу» Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию. Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса. Можно передавать какой-то предмет («символ слова»), обозначающий говорящего. Но важно, чтобы: — тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу). — не возникало обвинения и группового давления на кого-либо. — не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога. (различать с программой «Круг поддержки сообщества», проводимой в службе примирения подготовленным ведущим, которая описана отдельно) д). Элемент «Воссоединяющее стыжение». Неприятие проступка, но не отвержение ребенка (человека). Не «приклеивание ярлыков » к человеку. Отделение его проступка от его личности. Поддержка усилий ребенка, направленных на исправление им самим своего проступка. Поиск ресурсов и возможностей, а не причин плохого поведения и проблем в его прошлом. Чувство стыда перед значимыми для него людьми помогает ребенку удержаться от повторения подобного проступка в будущем, но не должно исключать ребенка из сообщества и разрушать связь с близких ему людьми и социальным окружением. е). Элемент «Обращение к нереализованному позитивному стремлению». Во многих случаях за деструктивным поведение ребенка стоят позитивные стремления (к реализации, к самостоятельности, к сохранению своего «я» т. д.), однако реализованные разрушительным способом. Обращение и обсуждение с ребенком не внешних проявлений поведения, а такой реализации его устремлений, которая не будет приносить вреда ни ему, ни окружающим, но поможет ему достичь цели. Восстановительные программы: Программа примирения конфликтующих сторонПрограмма по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвойПрограмма «Круг поддержки сообщества»Программа «Восстановительная конференция» Также в случае конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации Программа примирения в семьеПрограмма «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)