Информация для педагогов и классных руководителей

Корень слова «примирение» имеет  значение не только МИР как «отсутствие вражды, ненависти, недоверия», но и МИР как «община, сообщество».

 «Всем миром» — все вместе, сообща. То есть решать  проблему  надлежит прежде всего сообществу, а не исключительно специалистам.

В нашей стране  в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать педагогику сотрудничества.

1. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ.

Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, восстановительные  конференции и т. д.

Человечность в  отношениях

Не стоит ожидать, что восстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить» на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину в классе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков в создание доброжелательной атмосферы в группе, передать им часть ответственности за происходящее.

«Позволить ученикам говорить и найти решение – значительное изменение в привычном поведении учителей и администрации. Обычно мы, педагоги, стараемся сами регулировать поведение детей, что, вообще говоря, довольно утомительно. Мы считаем, что указание детям, что они должны делать, неотъемлемая часть нашей работы, и мы не видим альтернативных вариантов. Восстановительные вопросы могут быть здесь полезны, потому что мы можем поменяться ролями. Вы продолжаете регулировать неприемлемое поведение, но путем задавания ученикам вопросов, что они сами думают о своих поступках и их влиянии на других людей. Это снятие ответственности с вас и передача ее ученикам, чье поведение является источником проблем.»

Тед Ватчел.

В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации,  а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека.

При этом и для самого учителя  ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески  оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д.

Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять.

Сила сообщества

Решая проблемную ситуацию можно больше ориентироваться на административный ресурс, а можно ориентироваться на сообщество. Понятие «сообщества» предполагает, что люди в нем находятся не в формальных ролях и отношениях, выступают не как занимающие ту или иную должность. Все участники сообщества чувствуют себя включенными в ситуацию,  разделяют часть ответственности за происходящее, готовы предпринимать  усилия для ее разрешения  независимо от возраста, статуса, оплаты и т.д.  Большой ресурс сообщества известен с давних времен, например в форме сельского схода в деревнях и селах.

Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность  найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества.

«Человеческие существа – это самые счастливые, самые здоровые и наиболее склонные к тому, чтобы производить позитивные изменения  в своем поведении, когда у них есть возможность  делать вещи ВМЕСТЕ друг с другом, но не НАД кем-то. Важно уравновесить контроль и поддержку (заботу), двигаясь к изменениям ВМЕСТЕ, а не «над» или «вместо».


 Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта?

«Умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без того, чтобы нанести вред окружающим.

Пассивное поведение или робость перед конфликтами приводит к тому, что человек не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя обходить. Агрессивное поведение или получение удовольствия от конфликтов часто приводят к тому, что собственные задачи решаются за счет других, что также приводит к конфликтной эскалации».

Я считаю, что педагогика  изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые.  Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих.  Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию  и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение  к конфликтной ситуации направляет  человека или на разрушительный путь, или  на конструктивный.

Конфликт может стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать.


 Создание воспитательной ситуации

Одна из основных идей развивающего обучения связана с тем, что для подростка создается учебная ситуация, в которой у него пока нет средств к ее решению. Пытаясь найти эти средства, он может вспомнить аналогичные случаи, может обсудить вопрос в команде для выработки группового решения, в некоторых случаях обратиться за помощью к взрослым. То есть акцент делается не на передаче знания, а на самостоятельной выработке знания (пусть и в специально организованной педагогом ситуации).
А можно ли создать воспитательную ситуацию? На наш взгляд есть множество примеров, когда такие ситуации создавались и приводили к успеху. Например, некоторые тренинги (например, «веревочный курс») также создает серию конфликтов и проблем, которые требуют от участников нестандартного решения и совместного выполнения.
Но в реальности, как только у подростков возникает настоящая значимая для участников ситуация (конфликт), большинство педагогов вместо того, чтобы видеть в ней потенциал к воспитанию и развитию, стараются ее заглушить. На наш взгляд конфликт можно и нужно использовать в процессе воспитания, и роль педагога увидеть в нем педагогическую, в том числе и воспитательную ситуацию и помочь участникам самим найти ее решение.


  2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА

Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют восстановительные программы  и их отдельные элементы:


а). Элемент «Открытая коммуникация о чувствах и последствиях».

Обычно дети не осознают, как их действия или поведение влияет на окружающих. Им чаще говорят про нарушение правил, чем про чувства другой стороны.  Психологи  знают про «я-высказывания» и важность «обратной связи», но педагоги используют их гораздо реже. «Обратная связь» может как поддерживать положительное поведение, так и  быть реакцией на негативное. Важно отметить, что в это случае педагог говорит не про нарушение правил, а про свои чувства и про последствия для себя.

Примеры:

—  я был очень рад,  когда узнал что ты ….

— мне было приятно понять, что…

— меня расстраивает, когда происходит…

— мне обидно, когда мой труд не ценится,  и когда я чувствую к себе негативное отношение…

— я сожалею, что мой труд по подготовке  к уроку, в который я вложил много сил —  остался незамеченным…


б). Элемент «коммуникация через вопросы»  (например, «Восстановительные вопросы»).

Помогают  сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с  идеей коучинга, где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:

Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию.  Их можно давать письменно в качестве подготовки  к беседе, если две стороны разгорячены,   в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе  обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление  жертвы.


в). Элемент «Организация переговоров по несложным конфликтным ситуациям».

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной)  ситуации  вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного. 

В более сложной ситуации (например, если сильная обида, злость, или  причинен вред) — провести «программу примирения» или «программу по заглаживанию вреда», либо направить участников в школьную службу примирения.


 г). Элемент «Организация коммуникации в кругу»

Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные  ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию.

Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса.

Можно передавать какой-то предмет («символ слова»), обозначающий говорящего. 

Но важно, чтобы:

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

(различать с программой «Круг поддержки сообщества», проводимой в службе примирения подготовленным ведущим, которая описана отдельно)


д). Элемент «Воссоединяющее стыжение».

Неприятие проступка, но не отвержение ребенка (человека). Не «приклеивание ярлыков » к человеку. Отделение его проступка от его личности. Поддержка усилий ребенка, направленных на исправление им самим своего проступка. Поиск ресурсов и возможностей, а не причин плохого поведения и проблем в его прошлом. Чувство стыда перед значимыми для него людьми помогает ребенку удержаться от повторения подобного проступка в будущем, но не должно исключать ребенка из сообщества и разрушать связь с близких ему людьми и социальным окружением.


е). Элемент «Обращение к нереализованному позитивному стремлению».

Во многих случаях за деструктивным поведение ребенка стоят позитивные стремления (к реализации, к самостоятельности,  к сохранению своего «я»  т. д.), однако реализованные разрушительным способом. Обращение и обсуждение с ребенком не внешних проявлений поведения, а такой реализации его устремлений, которая не будет приносить вреда ни ему, ни окружающим, но поможет ему достичь цели.


Восстановительные программы:

  • Программа примирения конфликтующих сторон
  • Программа по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвой
  • Программа «Круг поддержки сообщества»
  • Программа «Восстановительная конференция»

Также  в случае  конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации

  • Программа примирения в семье
  • Программа «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)